Правила определения срока годности и срока годности после вскрытия упаковки косметических средств




Установление срока годности косметических средств

Подпишитесь на наши новости и получите бесплатное составление программы испытаний косметики на сроки годности

Электронная почта*


Пожалуйста, заполните это поле

Нажимая на кнопку, вы принимаете
Согласие на обработку персональных
данных.

Кто определяет срок годности косметики

Основные требования, которые предъявляются к косметике, соблюдение которых гарантирует безопасность продукции, устанавливаются техническим регламентом ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции".

Технический регламент, а также стандарты на косметические товары устанавливают, что обязанность установить срок годности лежит на изготовителе продукции (если продукция импортная, то под изготовителем мы понимаем также его официального представителя на территории ЕАЭС, который отвечает перед законом за соответствие продукции).

Какие требования к определению срока годности

Кроме самого требования определить срок годности косметики, законодательство России не дает четких алгоритмов его установления. Технический регламент говорит о том, что любая информация, указанная на этикетке должна быть обоснованной. Изготовитель не просто устанавливает срок годности, но и гарантирует, что косметическое средство сохранит потребительские свойства и будет безопасно в течение всего срока годности.

Поэтому способы подтверждения срока годности косметики могут быть разные, главное, чтобы установленный срок годности точно обеспечивал сохранность продукции и возможность ее использования по назначению, при условии соблюдения правил хранения и использования.

Разные изготовители решают вопрос со сроком годности по-разному, и, конечно, крупные компании неохотно делятся своими наработками в этой области. В общем, все зависит от бюджета, срочности.

  • 1-ый способ. Установить срок годности косметики "как у других". Что мешает воспользоваться наработками других компаний, особенно крупных, в этой области. При ограниченном бюджете, чаще всего на старте производства, можно воспользоваться такой общедоступной информацией, если, конечно, рецептура вашего товара не сильно отличается от примера. НО, может быть крайне сложно доказать обоснованность такого срока, если, не дай бог, возникнет какая-либо неприятность с клиентом или вопросы у проверяющих органов.
  • 2-ой способ. Рассчитать примерный срок годности исходя из данных литературы (например, рекомендации, о которых пойдет речь ниже). Полезно это сделать при запуске производства. После чего рекомендуется сравнить этот срок с результатами реальных испытаний.
  • 3-ий способ. Самый затратный, но самый надежный - провести полноценные исследования косметической продукции, в том числе в лаборатории.

Пошаговый алгоритм определения срока годности косметики для изготовителей

1 шаг

Выдвинуть гипотезу о сроке годности косметического товара и сроке годности после вскрытия упаковки.

Существуют различные рекомендации, согласно которым можно примерно рассчитать срок годности косметического средства, а также срок годности после вскрытия упаковки.

Так, следует учесть несколько различных факторов:

  • Рецептура. У каждого ингредиента, входящего в рецептуру средства, есть свой срок годности, плюс ингредиенты могут разлагаться в течение времени, вступать в реакции с другими ингредиентами или с продуктами их разложения. Также учитывается, применяются ли в рецептуре консерванты.

  • Условия хранения и использования, область применения. В зависимости от условий хранения меняется и срок хранения продукции, так как различные реакции, неизбежно происходящие в средстве с течением времени, могут замедляться или ускоряться. Область применения средства также вносит свой вклад в оценку сроков годности косметики. Например, для косметики, предназначенной для использования на слизистых оболочках, вокруг глаз, рекомендуется снижать срок годности.

  • Продолжительность использования объем/доза/частота применения средства.

  • Целевая аудитория пользователей косметического средства. От этого зависит, как будет использоваться средство, есть ли риск того, что косметика будет храниться с нарушением установленных условий хранения, есть ли риск того, что пользователь пострадает от косметики, которая испортилась раньше времени. Например, если косметика предназначена для детей, рекомендуется сокращать рассчитанный срок годности.

  • Упаковка. Идеальная упаковка для косметики, используя которую, можно устанавливать максимально возможный срок годности, это та, которая исключает контакт пользователя с содержимым упаковки напрямую. Например, аэрозольная упаковка. Дальше по убывающей, чем больше контакта позволяет упаковка, тем короче будет срок годности. К примеру, если сравнить тональное средство в баночке и флаконе с дозатором, то последний вариант значительно выигрывает, так как не позволит занести бактерии из окружающей среды, с рук пользователя.

    Также хорошим примером влияния формата упаковки является тушь для ресниц. Так как кисточка постоянно контактирует с ресницами, на нее могут попадать различные бактерии, грибки и т.д., что делает тушь непригодной к использованию уже через несколько месяцев. Микробиологическое заражение косметики для глаз может вызвать различные воспаления и другие заболевания.

    Лучшая упаковка должна препятствовать также влиянию внешних факторов на косметическое средство, например, исключать попадание бактерий и других загрязнений из окружающей среды, или исключать воздействие солнечных лучей, когда это важно для соблюдения условий хранения. Выбор подходящего вида упаковки является хорошим способом продлить срок годности косметики. Не следует забывать также, что и материал упаковки способен значительно повлиять на срок годности косметики.

    С течением времени из материала упаковки могут выделяться различные вещества, вступать в реакции с ингредиентами состава, изменять потребительские свойства (цвет, аромат, текстуру и т.д.).

Срок годности после вскрытия упаковки не устанавливается на продукцию в герметичных контейнерах, косметику в одноразовой упаковке (например, пробники), скоропортящуюся продукцию.

Европейские рекомендации также указывают, что при сроке годности менее 30 месяцев чаще всего нет необходимости в указании срока годности после вскрытия упаковки.

2 шаг

Составление методики исследований сроков годности косметического товара. Определяется порядок проведения исследований, контрольные точки, условия старения, показатели испытаний, даты вскрытия определенных упаковок и условия имитации их использования.

3 шаг

Проведение реальных исследований в соответствии с составленной методикой. Включает отбор образцов от одной или нескольких партий, хранение в соответствии с установленными условиями хранения, имитацию использования определенных образцов, испытания отобранных образцов в назначенных контрольных точках.

4 шаг

Сделать вывод о реальных сроках годности и сроках годности после вскрытия упаковки для Вашей продукции.

При оценке результатов нужно найти баланс между результатами испытаний товаров и первоначальной гипотезой, основанной на оценке рисков. Нужно понимать, что результаты испытаний показывают почти идеальную модель использования Вашего товара, не учитывая некоторые риски возникновения факторов в реальной жизни. Для этого нужно учитывать тип продукта, насколько сильно меняются параметры с течением времени, упаковку, целевую аудиторию и т.д.

Испытания косметики для определения сроков годности

Какие виды лабораторных испытаний проводятся для исследования сроков годности косметики.

Вот основные виды испытаний в лаборатории, которые нужны, чтобы установить и подтвердить срок годности косметических средств и срок годности после вскрытия упаковки.

  • Имитация старения или ускоренные испытания на срок годности. Чаще всего проводится выдерживание образцов косметики при повышенной температуре. Данное испытание не может предсказать максимально точно, что произойдет с продуктом по окончании срока годности, однако его результаты могут быть полезны для определения предварительных данных по сроку годности (когда нет времени выдерживать товар весь срок, а нужно уже запускать продажи). Также результаты ускоренных испытаний при повышенной температуре показывают возможные изменения, которые могут произойти при нарушении условий хранения, и насколько они могут быть опасны.
  • Физико-химические испытания. Перечень показателей выбирается в зависимости от изначального состава и типа продукта (эмульсия масло-вода, вода-масло, компактные сухие продукты, духи и т.д.). Как правило, дополнительно исследуется также изменение с течением времени органолептических показателей.
  • Микробиологические испытания. Исследуется изменение со временем содержания микроорганизмов в косметическом продукте.
  • Имитация использования. Для исследования того, насколько использование косметики по прямому назначению повлияет на срок годности конкретного продукта, несколько образцов вскрывают и производят имитацию использования в течение 3 месяцев. Результаты микробиологических тестов, проведенных на таких образцах, сравнивают с результатами по микробиологии от невскрытых ранее образцов из той же партии.
  • Тест на эффективность консервантов (challenge test). Проводится для продукции, имеющей микробиологические риски, и, конечно, если рецептура содержит консерванты. Исследование проводят следующим образом: образец косметики заражают определенными микробами, а затем смотрят, стало ли их меньше с течением времени. Такие исследования проводят как в начале (показывает, достаточно ли в принципе консерванта для такой рецептуры), так и в конце предполагаемого срока годности (показывает, сохранили ли консерванты свою эффективность по сравнению с началом срока годности).

Специалисты Центра сертификации Профсервис составят для Вашей организации необходимую методику испытаний косметики на сроки годности и организуют все необходимые испытания.

Узнать стоимость и сроки получения

протокола испытаний косметики на сроки годности

Имя*

Электронная почта*

Телефон


и

Пожалуйста, заполните это поле

Желательно прикрепить файлы с информацией о вашей компании и производимой продукцией и образцы документации:

Прикрепить файл

Сообщение

Я согласен на обработку моих персональных данных

Прикрепленный файлы:

logo.pdf

Добавить еще файлы